Антитеза — оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень
Не столь различны меж собой.
(А. Пушкин )
Как стилистическая фигура, антитеза основана на сравнении признаков, присущих разным предметам и выраженных антонимами: Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь! (В. Маяковский). В отличие от оксюморона, в антитезе не происходит слияния двух противоположных понятий в одно: Час разлуки, час свиданья им ни радость, ни печаль (М. Лермонтов). Противопоставление, подчёркнутое в антитезе, позволяет высветить оба его компонента, привлечь к ним внимание, сделать ярче: Не видать мне, что ли, ни денёчков светлых, ни ночей безлунных (В. Высоцкий).
Антитеза может быть многочленной, если она включает несколько антонимичных пар:
Полюбил богатый — бедную,
Полюбил учёный — глупую,
Полюбил румяный — бледную,
Полюбил хороший — вредную:
Золотой — полушку медную.
(М. Цветаева )
Инверсия (лат. inversion — перемещение, перестановка) — это стилистическая фигура, состоящая в намеренном изменении порядка слов. Нарушение прямого порядка слов, при котором подлежащее предшествует сказуемому, а определение — определяемому слову, может служить художественным приёмом, прибегая к которому автор достигает интонационной и стилистической выразительности: ...буду долго, буду просто разговаривать стихами я (В. Маяковский); Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком (С. Есенин). Как видно, перестановка частей фразы придаёт ей своеобразный выразительный оттенок.
Градация — это фигура, заключающаяся в нанизывании однотипных синтаксических единиц (например, однородных членов, словосочетаний, частей предложения, придаточных предложений), при котором их семантическая или эмоциональная значимость возрастает (восходящая градация) или убывает (нисходящая градация). То есть при градации элементы перечисления так расположены, что каждое последующее усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего, благодаря чему создаётся нарастание интонации и эмоционального напряжения речи: жалобный, жалостный, каторжный вой (М. Цветаева).
Зевгма — такой приём экспрессивного синтаксиса, при котором намеренно нарушается логический закон: в перечислительный ряд однородных членов предложения включают логически неоднородные компоненты: Агафья Федосеевца носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный капот с жёлтенькими цветами (Н. Гоголь). Как видно, синтаксическая конструкция в данном случае включает ряд однородных членов, равноценных грамматически, но семантически разноплановых, вследствие чего создаётся комический эффект.
Повтор — это общее название ряда стилистических приёмов, при которых повторение элемента высказывания служит средством усиления выразительности. Повторы могут обозначать длительность, интенсивность действия, большое количество или массу предметов, подчёркивать или уточнять признаки, усиливать эмоциональность речи: И звенят-звенят, звенят-звенят запястья... (М. Цветаева). Одно из назначений повторов — углубление смысловой стороны речи, выделение идеи, основного понятия. Повтор может служить основой в развитии мысли.
Анафора (единоначатие) — это повторение одинаковых элементов (от звуков до предложений) в начале каждой новой фразы: О времена! О нравы! (Цицерон). Выдвигая наиболее важный повторяющийся элемент на первое место, анафора позволяет сосредоточить на нём внимание:
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами.
(М. Цветаева )
Эпифора (единоокончание) — повторение последних слов фразы:
О, не медли на соседней Колокольне!
Быть хочу твоей последней Колокольней!
(М. Цветаева)
Симплока — это соединение в тексте анафоры и эпифоры:
Привычные к степям — глаза,
Привычные к слезам — глаза.
(М. Цветаева )
Анадиплозис (фигура стыка) — стилистическая фигура, заключающаяся в повторении последнего элемента в начале следующей фразы:
Память о Вас — тихим домком.
Тихий домок — Ваш — под замок.
(М. Цветаева )
Многосоюзие (полисиндетон) — это повтор союза, служащий для интонационного и логического подчеркивания. Повторяются обычно сочинительные соединительные союзы:
И новое солнце заблещет в тумане,
И будут стрекозами тени,
И гордые лебеди древних сказаний
На белые выйдут ступени.
(Н. Гумилёв )
Особенно выразительно многосоюзие в ряду однородных членов: И для него воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь (А.С. Пушкин).
Бессоюзие (асиндетон) придаёт высказыванию стремительность, создаёт эффект увеличения темпа:
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.
(А.С. Пушкин )
Риторическое восклицание — это эмоционально окрашенное предложение, служащее для выражения чувств и привлечения внимания адресата речи, причём эмоции в нём выражаются не лексическими или синтаксическими средствами, а с помощью интонации: Какое лето! Что за лето\ (Ф. Тютчев); Да, скифы мы! Да, азиаты мы, с раскосыми и жадными очами! (А. Блок); Боже! Как ты хороша подчас, далёкая, далёкая дорога! (Н. Гоголь); О верю, верю, счастье есть! (С. Есенин).
Риторический вопрос — одна из самых распространённых стилистических фигур, которая содержит утверждение или отрицание, оформленное в виде вопроса, не требующего ответа: Кто осмелится сказать, что определил искусство? перечислил все его стороны? (А. Солженицын). Риторические вопросы совпадают по форме с обычными вопросительными предложениями, но отличаются яркой восклицательной интонацией, эмоциональностью:
Чья злоба надвое землю сломала?
Кто вздыбил дым над заревом боен?
Или солнца одного
на всех мало?!
Или небо над нами мало голубое?!
(В. Маяковский )
Риторическое обращение — это обращение к неодушевлённым предметам, отсутствующим, умершим, отвлечённым понятиям. Эта фигура служит не для называния адресата, а для привлечения к нему внимания слушателя или читателя: Клён ты мой опавший, клён заледенелый, что стоишь нагнувшись под метелью белой? (С. Есенин); Ох, лето красное! любил бы я тебя... (А. Пушкин)
Вопросно-ответное единство — стилистический приём, заключающийся в том, что автор задаёт вопрос и сам же на него отвечает: Что такое осень? Это небо, плачущее небо под ногами (Ю. Шевчук).
Синтаксический параллелизм — это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи:
Мы любим всё — и жар холодных числ,
И дар божественных видений,
Нам внятно всё — и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений...
(А.Блок )
Полный синтаксический параллелизм характеризуется тем, что в его составе есть две или более одинаковые синтаксические единицы, в них имеется одинаковое количество одинаково расположенных компонентов:
В лоб целовать — заботу стереть.
В лоб целую.
В глаза целовать — бессонницу снять.
В глаза целую.
(М. Цветаева )
Эллипсис — это стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста: Скоро — закат, скоро — назад: тебе в детскую, мне — письма читать дерзкие... (М. Цветаева). Синтаксическая неполнота предложения не ведёт к его смысловой недостаточности, так как ситуация, контекст, фоновые знания позволяют восполнить мысленно пропуск: Мне же — вольный сон, колокольный звон, зори ранние на Ваганькове (М. Цветаева). Наиболее часто встречаются предложения с пропуском сказуемого — глагола движения, перемещения в пространстве, глаголов речи, мысли. Пропуск сказуемого придаёт речи особый динамизм и экспрессию, создаёт ощущение стремительности, неожиданности действия, быстрой смены событий, напряжённости психического состояния: Радостно книгу возьмите — ив класс! (В. Маяковский)
Умолчание — это такая фигура, которая состоит в том, что автор сознательно недосказывает, внезапно прерывает мысль, предоставляя право слушателю (читателю) догадаться, какие слова не произнесены, и творчески завершить мысль:
Я сама не из таких,
Кто чужим подвластен чарам,
Я сама... Но, впрочем, даром
Тайн не выдаю своих.
(А. Ахматова )
Парцелляция — это приём, заключающийся в намеренном расчленении предложения на несколько частей и оформлении этих частей как самостоятельных неполных предложений. Такое разбиение позволяет выделить в предложении дополнительные смысловые центры, а значит, привлечь к ним внимание читателя: Слова отзвучивают и утекают как вода — без вкуса, без цвета, без запаха. Без следа (А. Солженицын).
Именительный представления (именительный темы) — это изолированное имя существительное в именительном падеже, называющее тему последующей фразы и призванное вызвать особый интерес к предмету высказывания, усилить его звучание: Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нём отозвалось (А. Пушкин); Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь... (А. Пушкин)
Период — это такая гармоническая по форме сложная синтаксическая конструкция, которая характеризуется особой ритмичностью и упорядоченностью, а также исключительной полнотой и завершённостью содержания. Периоду свойственно особая интонация: вначале голос плавно поднимается, затем достигает высшей точки на главной части высказывания, после чего резко снижается, возвращаясь к исходной позиции. Композиционно период распадается на две части: первая характеризуется повышением интонации, вторая — понижением, что определяет гармоничность и интонационную завершённость периода: Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы не росло на ней, как ни счищали всякую пробившуюся травку, как ни дымили казённым углём и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц — весна была весною даже и в городе (Л.Толстой).