1914-1984
Юрий Владимирович Андропов родился 15 июня 1914 г. в станице Нагутская Ставропольского края. Его отец был железнодорожным служащим, мать — учительницей музыки.
Оставшись в шестнадцатилетнем возрасте без родителей, Юрий был вынужден самостоятельно заботиться о своей дальнейшей жизни. По окончании семилетней школы работал телеграфистом, затем устроился помощником киномеханика при железнодорожном клубе, был матросом речного судна. В 1932 г. Андропов поступил в Рыбинский техникум водного хозяйства. Здесь началась и его комсомольская карьера. Веселый, общительный, добросовестный, симпатичный юноша обращал на себя внимание. Эти черты, а также умение вести за собой сверстников способствовали тому, что Юрий стал комсоргом судоверфи. Петрозаводский государственный университет, куда он поступил после техникума, он так и не окончил. Неполное высшее образование Андропов в дальнейшем восполнил учебой в Высшей партийной школе при ЦК КПСС, а также самообразованием и постоянным стремлением к новым знаниям. В 1939 г. он был принят в партию, а вскоре назначен первым секретарем ЦК комсомола Карело-Финской ССР. С началом войны Юрий Владимирович не был призван в армию из-за слабого здоровья, но, находясь в тылу, активно участвовал в партизанском движении. В военный период продолжался карьерный рост Андропова: в 1944 г. он возглавил горком партии Петрозаводска, после войны стал вторым секретарем республиканской парторганизации. «Ленинградское дело» поставило под сомнение не только карьеру, но и жизнь Андропова. Позднее он признавался, что в эти дни ждал ареста каждую минуту. В этой ситуации помощь и поддержку ему оказал глава Карело-Финской ССР Отго Куусинен. При его же содействии в 1957 г. Андропов был приглашен в Москву, на работу в Международный отдел ЦК КПСС, а в 1954-1957 гг. он был Чрезвычайным и Полномочным послом СССР в Венгерской Народной Республике. Пребывание в Венгрии оказало сильнейшее влияние на Андропова и стало одним из важнейших и непростых периодов его жизни. Проявляя политическую дальновидность, посол Ю.В. Андропов неоднократно предлагал
Н.С. Хрущеву произвести перестановки в партийном и государственном руководстве в ВНР. В 1956 г., в разгар стихийных массовых беспорядков и расправ с коммунистами, Андропов непрестанно информировал Москву о происходящем на улицах Будапешта, выступал сторонником ввода советских войск в ответ на попытку Венгрии выйти из Организации Варшавского Договора. Решительный, твердый и мужественный человек, никогда не ставивший под сомнение правильность большевистской теории, Андропов выполнял роль посредника между венгерским руководством И. Надя (позднее арестованного не без участия Андропова) и советской стороной. Лишившись дипломатической неприкосновенности, он и его семья, как и другие члены советского дипкорпуса, несколько дней находились в здании советского посольства, обстреливаемом восставшими. Главный урок, который извлек Андропов из венгерских событий, — пожар нужно не тушить, а предупреждать. Это станет своего рода девизом Андропова, особенно на посту Председателя КГБ СССР. По возвращении из Венгрии в 1957 г. Юрий Владимирович возглавил отдел ЦК по связям с соцстранами. На XXII съезде партии он был избран членом ЦК, а в 1962 г. стал секретарем ЦК КПСС.
В аппаратных играх Андропов старался не принимать участия, а внимательно наблюдать за ними со стороны. Он был информирован о заговоре против Хрущева, но активно в его смещении не участвовал. Боязнь интриг сохранилась у Андропова со времен «Ленинградского дела».
В 1967 г. Брежнев назначил Юрия Владимировича Председателем КГБ. Под руководством Андропова КГБ приобрел огромное могущество, которым никогда не обладал ранее. В июле 1982 г. скончался главный идеолог партии — М.А. Суслов, и Ю.В. Андропов занял его место в ЦК, став по негласной традиции фактическим наследником Л.И. Брежнева. Все, кто близко сталкивался с Андроповым, замечали, что он сильно выделялся среди других руководителей. Начитанный, интересный и подчеркнуто вежливый в общении, он стремился окружить себя умными и интеллигентными людьми, с которыми можно грамотно и всесторонне обсуждать сложнейшие вопросы. Работоспособность Андропова поражала. В свободное время он много читал, писал стихи, многие из которых посвящал своей жене, неплохо пел и любил слушать песни 60-х гг. Но об этом мало кто знал: частная жизнь Юрия Владимировича осталась тайной даже для его ближайшего окружения. Скрытность для Андропова была частью и его профессии, и его натуры. В брежневской команде он не примкнул к неосталинистам, хотя, являясь противником сталинских репрессий, в сталинской системе склонен был ценить порядок и дисциплину.
10 ноября 1982 г. умер Л.И. Брежнев. Ю.В. Андропов был избран Генеральным секретарем ЦК КПСС. Вероятно, что с высшей ступени должностной лестницы Андропову лучше, чем всем остальным, было видно, в какую пропасть сползает страна под тяжестью десятилетиями не решаемых проблем.
Не будучи экономистом, Андропов крайне осторожно подходил к вопросам хозяйственных реформ. В период его правления был утвержден и начал осуществляться экономический эксперимент по расширению самостоятельности и ответственности предприятий, получила развитие бригадная форма организации труда. Андропов, видя низкую эффективность советской экономики, понимал, что без включения в производственный процесс личного интереса людей, без частной собственности и свободного рынка (как раз того, чего социалистическая идеология не принимала) экономический рост не обеспечить. Но он предпочел путь не кардинальных реформ, а частичных нововведений с одновременным наведением порядка на производстве. В этом Андропов видел едва ли не главный шанс преодолеть тяжелую стагнацию, оздоровить общество. Развернувшаяся в стране кампания по «всемерному укреплению производственной и трудовой дисциплины» имела следствием облавы на улицах с целью выяснения, почему люди находятся в кинотеатрах, магазинах в рабочее время. Но позитивных результатов эти меры не принесли, и кампания закончилась так же внезапно, как и началась.
Решительные шаги по наведению порядка затронули не только рядовых граждан, но и работников аппарата. Последовали кадровые перестановки: за 15 месяцев сменилось 17 министров и 37 первых секретарей обкомов партии. Началась борьба с коррупцией. С поста министра внутренних дел был смещен фаворит Брежнева Н.А. Щелоков, против которого было начато судебное расследование, арестован его заместитель, зять Брежнева, Ю.М. Чурбанов. Освобождались от должностей коррумпированные высокопоставленные чиновники. Было начато «хлопковое дело» о приписках и взяточничестве в руководстве Узбекистана.
У Андропова, человека честного, хватило мужества пойти на обострение отношений с рядом союзных министров, руководителей ре- 242 гионов. Многие из них лишились своих постов. Однако борьба с коррупцией настоятельно требовала расширения гласности, обеспечения прав и свобод граждан, т.е. того, что большевистская закалка Андропова и требования системы не позволяли допустить.
Усилия генсека ограничились снятием с постов коррумпированных высокопоставленных чиновников. Никаких шагов кардинального характера в политической сфере сделано не было. Предпринятая Андроповым попытка реанимировать агонизирующую общественную систему при помощи чрезвычайных административных мер в целом оказалась безуспешной.
Во внешней политике также нарастало число нерешенных проблем. Продолжалась бесплодная тупиковая война в Афганистане, у истоков которой стоял Андропов, напряженная обстановка сохранялась в Польше, не складывались отношения с западными странами. Приоритетными здесь были отношения с США, с которыми сохранялось состояние глобального противоборства. На достижение военно-стратегического преимущества СССР уходили десятки миллиардов рублей, что в совокупности с безвозмездной помощью странам «третьего мира» все больше подрывало и без того неэффективную советскую экономику. Своеобразным символом правления Андропова стал инцидент с южнокорейским «Боингом» — гражданским самолетом с 269 пассажирами, сбитым советскими войсками в ночь на 1 сентября 1983 г. над Японским морем. Попытки советской стороны вначале не признать факт сбитая самолета и выдать его за аварию, а затем объявить, что самолет был сбит как нарушитель границы, производивший разведку, вызвали огромную волну всеобщего мирового возмущения и осуждения СССР. Этот случай сделал еще более очевидной бесполезность попыток излечить систему старыми, изжившими себя методами.
Ю.В. Андропов стал Генеральным секретарем, будучи глубоко больным человеком. Тем не менее, имея целый «букет» недугов (переменные «мелкоочаговые» инфаркты миокарда, болезнь надпочечников, гипертоническая болезнь, артрит), Андропов много работал, поражая окружающих волей и самообладанием. Но летом 1983 г. состояние здоровья резко ухудшилось, практически отказали почки. Дальнейшее руководство страной Андропов осуществлял уже из больницы. 9 февраля 1984 г. Ю.В. Андропов скончался. Завершилось 15-месячное правление одного из самых мудрых советских руководителей, сумевшего породить в обществе надежды на перемены.