1896-1974
Георгий Константинович Жуков родился в деревне Стрелковка Калужской губернии в семье крестьянина-бедняка 19 ноября 1896 г. (по старому стилю).
Закончив три класса церковно-приходской школы, он отправился на заработки в Москву, где поступил учеником в скорняжную мастерскую. С помощью хозяйского сына Георгий продолжал изучать математику, русский язык, много читал. Упорство в овладении знаниями позволило ему поступить на общеобразовательные курсы и по их окончании выдержать экзамены по программе городского училища.
В августе 1915 г. Георгий был призван в армию. Учебой в унтер- офицерской школе, фронтовыми буднями и боевыми подвигами, за которые он был награжден двумя солдатскими Георгиевскими крестами, вошла в судьбу Жукова Первая мировая война. Октябрьская революция 1917 г. определила его дальнейшую судьбу — он посвятил себя служению Советской стране. В 1918 г. Георгий Константинович — боец кавалерийской дивизии Красной Армии, участник сражений с армиями Колчака и Деникина, в 1920 г. — с армией Врангеля, а затем — с отрядами Антонова в Тамбовской губернии. За участие в подавлении крестьянских волнений на Тамбовщине Жуков был награжден орденом Красного Знамени. В послевоенные годы он учился на Кавалерийских курсах усовершенствования высшего начсостава, продвигался по служебной лестнице: в 1923 г. — командир полка, в 1930 г. — командир кавалерийской бригады, в 1931 г. — помощник инспектора кавалерии РККА, в 1933 г. — командир кавалерийской дивизии. В 1937 г. он назначается командиром 3-го кавалерийского корпуса, в 1938 г. — заместителем командующего Белорусским военным округом по кавалерии. К тому времени на груди Жукова рядом с первым орденом сиял второй — орден Ленина.
Писатель М. Булгаков, знавший будущего маршала молодым командиром, называл его книгочеем (Жуков всегда был с книгой и читал каждую свободную минуту). Эрудиция маршала была грандиозной — и это помогало ему в сложнейших, экстремальных условиях быстро принимать верные решения. В 1937-1938 гг. были репрессированы многие друзья и сослуживцы Жукова, да и его судьба в те годы не раз висела на волоске. Но массовые аресты способствовали и быстрому служебному продвижению тех, кто избежал репрессий. В 1938 г. Жуков при поддержке наркома обороны Ворошилова был назначен заместителем командующего Белорусским военным округом по кавалерии.
В 1939 г. Жуков командовал советскими войсками в Монголии.
Халхин-Гол стал первым испытанием его полководческого таланта. Упредив противника, Жуков с меньшими силами перешел в наступление, окружил и разгромил врага. Японцы потеряли около 61 тыс. человек убитыми, ранеными и пленными. Потери советских войск составили 8 тыс. убитыми и умершими от ран и столько же ранеными. За победу на Халхин-Голе он получил звание Героя Советского Союза (всего Жуков четырежды удостаивался этого звания). По возвращении в Москву последовало присвоение звания генерала армии.
Жуков назначается командующим войсками Киевского военного округа. В соответствии с прилагавшимся к советско-германскому Договору о ненападении секретным дополнительным протоколом территории Бессарабии и Буковины отходили к СССР. Для занятия этих территорий был создан Южный фронт, который под командованием Жукова бескровно осуществил операцию. Последовало новое назначение: с января 1941 г. Георгий Константинович становится начальником Генерального штаба и одновременно — заместителем наркома обороны С.К. Тимошенко.
Великую Отечественную войну Жуков встретил 44-летним человеком, находившимся в расцвете физических и духовных сил, с большим опытом руководства войсками. Военный талант, которым наделила его природа, колоссальная работоспособность, постоянное совершенствование в своем деле превращали его в одного из крупных знатоков военной теории и практики.
В первый день войны, 22 июня 1941 г., Сталин направил Г.К. Жукова на передовую, но через четыре дня вернул его в Москву — в сложившихся условиях Сталину нужен был рядом твердый и знающий человек.
Однако уже в июле 1941 г. Жуков был смещен со своего поста — он настаивал на необходимости оставить Киев, чтобы не допустить 216 разгрома наших войск. Какими страшными потерями обернулось упрямство Сталина, его несогласие с Жуковым, хорошо известно.
В августе 1941 г. войска Резервного фронта под командованием Жукова перешли в наступление в районе Ельни и ценой огромных потерь вытеснили немцев с Ельнинского выступа. Это была первая крупная успешная наступательная операция, проведенная Красной Армией. После нее Г.К. Жукова начинают направлять на наиболее ответственные участки обороны.
Современники отмечали, что Жуков был человеком железной воли, большого личного мужества, выдержки и самообладания. Даже в критические моменты он был не растерянным и подавленным, а, напротив, энергичным, собранным и целеустремленным.
Осенью 1941 г. Жуков руководил обороной Ленинграда и в кратчайшие сроки энергичными мерами смог стабилизировать положение на Ленинградском фронте. В октябре возглавил Западный фронт, который защищал Москву.
Г.К. Жуков считал сражение за Москву труднейшим и одновременно наиболее успешным в своей полководческой деятельности. На московском направлении были сосредоточены огромные силы вермахта под командованием фельдмаршала фон Бока. Вступив в командование Западным фронтом, Георгий Константинович правильно понял возможности и способ действия противника: немцы не могли наступать по всей ширине фронта, а только вдоль дорог и на отдельных направлениях. На этих-то направлениях, где ожидались вражеские удары, Жуков и поставил силы, которые в тот момент можно было найти: части, не попавшие в окружение, а также несколько дивизий народного ополчения, сформированных в Москве. С огромным трудом была организована оборона. И в этот момент Сталин отдал приказ часть сил бросить на контрудары в районе Волоколамска и Серпухова. Успех контрударов был сомнителен, и Жуков против них аргументированно возражал. Однако приказу Верховного Главнокомандующего вынужден был подчиниться. Еще не раз в жизни Жукова неприятности будет доставлять не противник, а свой, более высокий по рангу начальник. Контрудары были нанесены, но в это же утро, 16 ноября 1941 г. немецкие войска перешли в наступление. Выбиваясь из последних сил, войска Западного фронта держали отчаянную и полную героизма оборону. Панфиловцы совершили свой бессмертный подвиг, а через два дня на этом направлении погиб и сам генерал Панфилов. В условиях, когда имелось ограниченное количество войск и оборона была организована лишь на отдельных направлениях, Жуков проявлял нервозность и нетерпимость к любым отклонениям от его решения — стоять насмерть на занимаемых позициях. Контрудары, на которые решился Жуков, не имея на то необходимых сил, стали кульминацией Московской битвы. Мастер по контрударам (и это доказала оборона Ленинграда), Георгий Константинович действовал в данном случае вопреки законам и правилам военного искусства. По теории для наступления необходимо тройное превосходство над противником, а Жуков перешел к активным действиям с меньшими, чем у врага, силами. Позднее он говорил, что в момент контрнаступления разработанного по всем правилам плана проведения операции, по сути дела, не было.
Правильно определив, что противник истощен, не дожидаясь подхода к Москве крупных немецких резервов, Жуков убеждает Сталина начать контрнаступление. Таким образом, генералу армии Жукову принадлежали инициатива контрударов, их замысел и осуществление. В битве под Москвой его полководческий гений сыграл важнейшую роль: при недостатке сил и средств он добился перелома в сражении.
К моменту освобождения от врага Подмосковья Г.К. Жуков пробыл на посту командующего Западным фронтом 100 дней, и каждый день полководца был заполнен многотрудными делами.
В августе 1942 г. Жуков был назначен заместителем Верховного Главнокомандующего и первым заместителем наркома обороны.
Военный гений Жукова проявился и в Сталинградской битве.
Убедив И.В. Сталина не расходовать сохранившиеся войска на бесполезные активные действия и перейти к обороне, Г.К. Жуков и командующий Сталинградским фронтом A.M. Василевский разработали план действий, состоявший из двух этапов. На первом — активной обороной планировалось изматывать противника; на втором этапе — приступить к подготовке контрнаступления, в ходе которого стратегическая обстановка на юге страны изменилась бы в пользу советских войск.
После победы советских войск под Сталининградом Жукову было присвоено звание Маршала Советского Союза. Летом 1943 г. Георгий Константинович разрабатывал план обороны и план наступательных действий в районе Курска.
В январе 1944 г. Верховный Главнокомандующий утвердил составленный Жуковым план отсечения, окружения и ликвидации Кор- 218 сунь-Шевченковской группировки противника. Осуществление операции было возложено на войска 1-го и 2-го Украинских фронтов, действия которых координировал Георгий Константинович (после ранения генерала Н.Ф. Ватутина Жуков был назначен командующим 1-м Украинским фронтом). В ходе операции Жукову противостоял достойный противник — немецкий генерал Манштейн, которому удалось перехитрить Георгия Константиновича при выборе направления прорыва и вывести основные силы окруженных войск. Другую же группировку в районе Тернополя Жуков смог не только окружить, но и уничтожить. 1-й Украинский фронт полностью выполнил задачу, поставленную Ставкой. Пройдя с боями 360 км, вышел к Карпатам. Г.К. Жуков был награжден высшим советским военным орденом — «Победа». Он стал первым в истории его кавалером.
Летом того же 1944 г. Георгий Константинович координировал проведение операции «Багратион» в Белоруссии. Наградой за Белорусскую операцию стала вторая Звезда Героя Советского Союза. В качестве командующего 1 -м Белорусским фронтом он руководил операцией по взятию Берлина 8 мая 1945 г.
О руководстве Берлинской операцией существует много различных мнений. Одни считают, что штурм Берлина обошелся слишком дорогой ценой и неоправданными жертвами. Другие причисляют эту операцию к ряду самых успешных... Сам Жуков, позднее анализируя эту операцию, давал ей довольно критическую оценку и вину за недооценку сложности характера местности в районе Зееловских высот, где немцы организовали труднопреодолимую оборону, Жуков брал на себя. Со взятием Берлина торопил Сталин. Спешил и сам Жуков. Любой ценой 21 апреля 1945 г. следовало прорваться на окраину Берлина. Но выход советских частей на окраину немецкой столицы не оправдал надежд Жукова на быстрое продвижение по городу. Лишь 2 мая 1945 г. войска 1 -го Белорусского (под командованием Маршала Советского Союза Г.К. Жукова), при содействии войск 1-го Украинского (под командованием Маршала Советского Союза И.С. Конева) полностью овладели Берлином. После этого Берлинская операция продолжалась еще 6 дней. Ее цена — 180 тыс. советских воинов, убитых и умерших от ран.
По поручению Сталина от имени Верховного Главнокомандования Красной Армии Жуков принимал безоговорочную капитуляцию Германии. После завершения разгрома фашистской Германии Георгий Константинович принимал Парад Победы в Москве на Красной площади. В августе 1945 г. он был награжден третьей Звездой Героя, удостоен второго ордена «Победа». До весны 1946 г. он являлся главой Советской военной администрации в Германии.
Популярность Жукова в послевоенный период раздражала Сталина и его окружение. По показаниям, вытянутым на допросах из арестованных военных, Берия обвинил Жукова в неблагодарности Сталину за хорошее к нему отношение, умалении заслуг Сталина и преувеличении своих собственных заслуг в войне, в незаконном присвоении трофейного имущества. Жуков был снят со своих постов и отправлен командовать Одесским, а затем Уральским военными округами.
В период командования Уральским военным округом, штаб которого находился в Свердловске, и будучи полуопальным, Жуков был в центре общественного внимания. Когда выдавалось время, он посещал Свердловский оперный театр, художественные выставки в Доме работников искусств и в Свердловской картинной галерее. Будучи в 1950 г. выдвинутым в депутаты Верховного Совета СССР по Ирбит- скому избирательному округу, он вникал во все сферы жизни, стараясь ни одну проблему не оставить без внимания. В меру сил он стремился поддерживать и поощрять людей искусства. Именно его вниманию к талантливому певцу, тогдашнему курсанту военной спецшколы, обязаны поклонники оперы появлением в оперном искусстве знаменитого баса Бориса Штоколова. По «благословению» Жукова курсант Штоколов был принят в Свердловскую консерваторию.
Однако подобные поступки и человеческое участие, интерес Жукова к сфере культуры нередко истолковывались чиновниками как стремление к личной популярности, за что маршал специально вызывался для проработки в Комитет партийного контроля.
5 марта 1953 г. умер И.В. Сталин. В центральном руководстве страны произошла большая перестановка кадров. Министром обороны стал Н.А. Булганин. Первым заместителем его был назначен Г.К. Жуков. В 1953 г. он принял участие в аресте Л.П. Берии.
В 1954 г. Г.К. Жуков обратился к Н.С. Хрущеву с предложением о проведении учений с реальным применением атомной бомбы на Тонком полигоне Оренбургской области. Хрущев согласился. 14 сентября 1954 г. учения состоялись. В их ходе испытывалось, как перенесут взрыв животные, помещенные в блиндажи и окопы, расположенные 220 на различном расстоянии от эпицентра взрыва, какова будет степень зараженности местности, людей, которые через час проходили в бронированных машинах через пораженный район... Итоги атомного эксперимента были высоко оценены Хрущевым.
В феврале 1955 г. Жуков получил пост министра обороны. В следующем году, в связи с 60-летием, Георгий Константинович был награжден четвертой Звездой Героя Советского Союза. Он стал первым человеком, удостоенным столь высокого звания четырежды. В июне 1957 г. на Пленуме ЦК он поддержал Н.С. Хрущева, смещение которого готовили В.М. Молотов и его сторонники. Общеизвестными с того момента стали слова Жукова: «Армия против этого решения, и ни один танк не сдвинется с места без моего приказа».
1957-1964 гг. оказались для Жукова наиболее тяжелыми. Его авторитет теперь стал раздражать Хрущева, и Жуков вскоре был обвинен в бонапартизме и подготовке государственного переворота с целью захвата власти. Направив осенью 1957 г. министра обороны с официальным визитом в Югославию и Албанию, Хрущев развернул кампанию по дискредитации Жукова. На октябрьском Пленуме ЦК КПСС 1957 г. Жукова обвинили в неподготовленности страны к обороне, в неудачном ходе военных действий в 1941-1942 гг. и т.д. Он вновь оказался в опале.
Все происходящее в отношении него Жуков воспринимал с болью и недоумением, ведь решающим качеством в людях была для него порядочность. Сам он говорил, что ему видится бездна, в которую и заглянуть страшно, если человек перестает быть порядочным. Обиднее всего прославленному маршалу было то, что в этой травле участвовали и те, кого он не раз поддерживал и отстаивал в самые тяжелые для них моменты в период войны.
В 60-е годы, во времена опалы, Г.К. Жуков жил в Москве и вместе с супругой часто посещал театр Вахтангова. Был лично знаком с Р.Н. Симоновым, Ю.К. Борисовой, принимал участие в праздниках коллектива театра.
После октябрьского (1964) Пленума ЦК КПСС отношение к Г.К. Жукову несколько изменилось: закончился «домашний арест», стали появляться его статьи, вышла книга «Воспоминания и размышления». Однако ни в 70-е, ни в 80-е годы не было отменено решение октябрьского (1957) Пленума ЦК, не были сняты с Жукова обвинения, состряпанные по указке Хрущева.
В 1974 г. Г.К. Жуков скончался. Маршал был похоронен у Кремлевской стены на Красной площади.