Николай II
1868-1918
Последний император династии Романовых, сын Александра III и императрицы Марии Федоровны, родился 6 мая 1868 г. В соответствии со сложившейся в императорском доме традицией дети воспитывались в строгой и требовательной обстановке. Не стал исключением и Николай: он получил разностороннее образование, что делало его интересным собеседником, владел несколькими иностранными языками, увлекался чтением, обладал глубокими историческими познаниями. Среди учителей выделялся своим влиянием на наследника и всю царскую семью К.П. Победоносцев, который стремился сохранить и укрепить основы самодержавного строя. На всю жизнь Николай усвоил догму о божественном происхождении самодержавия, о неограниченности и незыблемости царской власти.
В воспитании наследника изучение различных предметов чередовалось с занятиями спортом. В детстве Николай часто болел и не мог соперничать в телосложении и физической силе с отцом — Александром III. Но тоже слыл человеком сильным. В семье Александра III существовало своего рода соглашение насчет того, что государственные заботы царя не должны нарушать мирное течение его домашнего быта. Этому моральному правилу будет потом следовать и Николай. А пока что он помогал отцу строить дома из снега, рубить лес и сажать деревья. Любовь к физическому труду Николай II сохранил на всю жизнь. В Царском Селе он много работал в парке, колол дрова. Когда в 1917 г., после отречения царя, Романовы окажутся под арестом, Николай будет заниматься разбивкой огорода.
В 1890 г., за четыре года до своего восшествия на престол, Николай отправился в кругосветное плавание для расширения кругозора. Остановка в Японии чуть было не обернулась трагедией. На вокзале в Киото японский анархист ударил наследника-цесаревича саблей по голове. Если бы принц Георг Греческий не смог отклонить саблю и тем самым ослабить силу удара, Николай мог погибнуть. Но все же ранение было серьезным.
Николай увлекался военным делом, в офицерской среде чувствовал себя свободно и уверенно. По военной лестнице он поднялся до скромного чина полковника лейб-гвардии Преображенского полка. Современники отмечали, что соответствующие этому чину погоны император носил в продолжение всего своего царствования — он считал недопустимым пользоваться прерогативами своей власти для повышения себя в чинах. Скромность императора создала ему популярность в среде однополчан.
Несмотря на то что Николая с детских лет готовили к роли государя, особого интереса к управлению страной в молодости он не проявлял. После кончины императора Александра III престол перешел к Николаю. Молодой царь отчетливо осознал и публично заявил, что он ничего не намерен менять в российской политической системе.
Через неделю после похорон отца Николай сочетался браком с немецкой принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской, к которой он всю жизнь будет испытывать самые нежные и возвышенные чувства. В этом браке родились дочери Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и сын Алексей. В мае 1896 г. в Москве, в Успенском соборе, состоялась коронация Николая II. Во время празднеств на Ходынском поле произошла страшная давка. Из собравшихся посмотреть на царя и получить подарки погибли 1389 человек, 1300 получили увечья. Вечером того же дня, к великому удивлению современников, Романовы присутствовали на балу, данном французским посланником.
«Хозяин Земли Русской», как назвал себя в опросном листе первой Общероссийской переписи населения Николай II, придя к власти, проявил себя аккуратным и пунктуальным в ведении дел. Долгие часы царь проводил за чтением представляемых ему докладов и подробных записок. В этом занятии, которое для него было тягостным и неинтересным, он видел свой долг. Он не уходил спать, пока, по его словам, не будет совсем расчищен от бумаг письменный стол. Однако все же он тяготился государственными заботами.
Николаю было присуще исключительное самообладание, умение скрывать свои истинные чувства и эмоции. Подданные никогда не видели его ни бурно-гневным, ни оживленно-радостным. Создалось впечатление, что он ни на что не реагирует и является необоснованно флегматичным человеком. Доброжелательный, неконфликтный и мягкий по характеру, Николай II не являлся сторонником кардинальных и глубоких перемен в общественной жизни России, стремился сохранить монархические устои, видя в самодержавной власти залог справедливости и порядка в стране. В первые годы своего царствования Николай II поддержал реформаторские начинания С.Ю. Витте. В условиях революции был вынужден согласиться подписать Манифест 17 октября 1905 года, в котором «даровал» народу буржуазно-демократические свободы и законодательную Думу, которую сам вскоре распустил. Николай поддержал реформы П.А. Столыпина как неизбежный вариант выхода из революционного кризиса, но затем стал всячески препятствовать министру- реформатору. В отличие от тех монархов, которые, не справляясь с задачей управления страной, подбирали себе умелых помощников и перенимали у них специальные знания и опыт, Николай ревниво относился к компетентности и популярности своих министров. Это почувствовали на себе и Витте, и Столыпин. Между тем выдающиеся способности реформаторов могли компенсировать недостаток деловых качеств и инициативы императора.
Во внешней политике Николай принял меры, направленные на укрепление российского влияния в Китае и Корее.
Царь был инициатором созыва Гаагской международной конференции, впервые в истории рассмотревшей в 1899 г. предложения в области военного разоружения.
В 1904-1905 гг. Россия участвовала в войне с Японией и потерпела чувствительное поражение: ее потери составили 270 тыс. человек, силен был и моральный урон — удар по престижу державы. Война сделала окончательно неизбежной революцию в стране.
Все время, свободное от государственной деятельности, Николай старался проводить в кругу семьи, которая радовала и поддерживала его. Большую часть года жили в Царскосельском, Александровском и Екатерининском дворцах, летом — или в Петергофском дворце, или в Крыму в Ливадийском дворце. Нередко отправлялись в плавание на яхте «Штандарт» по Финскому заливу или Черному морю. Эти плавания длились обычно около двух месяцев. Порядок жизни на «Штандарте» мало чем отличался от обычной жизни на суше. Яхта была оборудована как комфортабельный плавучий дворец. У Николая и Александры имелись спальни, ванные комнаты, у царя — кабинет. Зеленая гостиная служила и музыкальной комнатой. Детские комнаты, большая столовая... Во время остановок бродили по лесам, смотрели на волны, ударявшие о скалы, устраивали пикники. Николай II любовался морем, любил плавать и был хорошим пловцом. Он не слыл рыболовом, а вот охотой увлекался. Охота была любимым увле- 134 чением царя. Николай также был большим поклонником байдарки и тенниса.
Когда в России появились автомобили, Николай II охотно откликнулся на это изобретение. Он заказал два автомобиля французской фирме «Делоне-Бельвиль» и выписал из Бельгии шофера. До начала Первой мировой войны он не увеличивал количество принадлежащих ему машин.
Нередко послеобеденные часы Николай посвящал чтению. Предпочтение отдавал Н.В. Гоголю, И.С. Тургеневу, А.П. Чехову, читая их вслух детям. Домашней традицией были спектакли по мотивам классических произведений, которые разыгрывала вся семья. Николай обладал замечательной памятью: он запоминал все, что когда-либо видел, хорошо запоминал и людей — одной встречи ему было достаточно, чтобы надолго запомнить и человека, и его имя. Через много лет Николай еще помнил, когда и при каких обстоятельствах эта встреча произошла. Рассказчиком царь был интересным. Во время чая он обычно делился воспоминаниями со своими близкими, и эти рассказы были наполнены различными подробностями и яркими сюжетами.
Николай II с молодых лет был неплохим фотографом, обладавшим зорким глазом и художественным вкусом. Верховую езду царь не любил, зато много ходил. Для ходьбы выбирал самую трудную местность, приводя в отчаяние сопровождавших его в утомительных и продолжительных прогулках флигель-адъютантов.
Николай был удивительно выносливым человеком. Очевидно, в этом сказывалось его давнее пристрастие к военному делу. Однажды, испытывая новое пехотное снаряжение, он прошагал с полной выкладкой 16 километров.
Первая мировая война изменила привычную жизнь царской семьи. Николай II возглавил русскую армию. Императрица и дочери окончили курсы сестер милосердия и работали в Царскосельском госпитале, занимались благотворительностью, что было традицией императорского дома. Николай II и его сын Алексей находились в Ставке в Могилеве. Отсюда царь совершал поездки в действующую армию. Нужно сказать, что к участию страны в мировой войне император оказался не готов. Один за другим он предпринимал шаги, подчас не просчитывая их последствия. Он освободил от должности Верховного главнокомандующего своего дядю великого князя Николая
Николаевича, который профессионально разбирался в военных вопросах, пользовался огромным авторитетом в армии и, по отзывам современников, был единственным мужчиной в царской семье. С войной совпала настоящая «министерская чехарда», что отнюдь не способствовало улучшению работы государственных органов и вызывало раздражение в обществе.
Военные поражения России подрывали авторитет Николая, но он уже ничего не мог изменить: монархия все более утрачивала социальную опору. Присутствие при царском дворе Григория Распутина окончательно скомпрометировало и дискредитировало царскую семью в глазах российского общества. Дни Февральской революции стали роковыми для монархии.
Значение и размах происходивших в феврале 1917 г. событий царь недооценивал, первоначально приняв их за обычные волнения и беспорядки. В эти дни в своем письме к жене, в ответ на ее требование быть твердым и показать подданным свою властную руку и устрашением привести их в трепет, Николай пояснял, что он никогда не умел действовать кнутом, а его метод состоял в том, чтобы «играть поводами», то натягивая, то ослабляя их... Даже в условиях революции он не мог стать тем, кем не был. При ясности суждений и остроте мышления ему не хватало дальновидности, предвидения событий, что для государственного деятеля особо значимо. После того как не удался карательный рейд в столицу под командованием генерала Н.У. Иванова, царь решил покинуть Ставку и срочно выехать из Могилева в Царское Село. Там была его постоянная резиденция, там находилась его семья. Однако и туда добраться оказалось невозможно. Два царских поезда вернулись назад и двинулись в Псков, где располагался штаб Северного фронта. Здесь под давлением государственных и военных деятелей Николай II отрекся от престола: первоначально в пользу малолетнего цесаревича Алексея при регентстве брата — великого князя Михаила Александровича. Затем передумал и передал престол Михаилу. Свое решение об отречении Николай не связывал с концом монархии. Напротив, он отрекался от престола ради сохранения монархической власти в России.
На следующий день, 3 марта 1917 г., Николай Александрович покинул Псков и на несколько дней отбыл в Ставку. В какой-то момент он собирался вместе с семьей уехать из России в Англию. Но под нажимом Исполкома Петроградского Совета Временное правительство не реши- 136 лось пойти на это (возможно, что и английское правительство тоже не желало раздражать антимонархические силы в России, чтобы не вызвать недоброжелательство и недоверие к английскому союзнику).
Монархию в России Николай II сохранить, несмотря на все усилия, не смог. Великий князь Михаил Александрович, и ранее не стремившийся к власти, и не готовый к ней, реально оценив обстановку, отрекся от трона.
8 марта семья Николая II была арестована. В течение пяти месяцев царь и его близкие находились в Царском Селе, а затем были переведены в Тобольск, где прожили следующие семь месяцев. За это время сторонники Николая II не раз прорабатывали для него варианты побега. Но каждый раз Николай настаивал на двух условиях, которые делали побег неосуществимым: не покидать Россию и не разлучать семью. Весной 1918 г. Николай II с женой и детьми под предлогом активизации монархистов были переведены из Тобольска в Екатеринбург: там они прожили 53 дня — 16 июля 1918 г. по решению Уральского областного Совета, согласованному с Центром, в подвале дома инженера Ипатьева царская семья была расстреляна.
17 июля 1998 г. останки царской семьи были захоронены в Петропавловском соборе в С.-Петербурге, где находится фамильный склеп Романовых.
Долгое время бытовало мнение, что Николай II безучастно отнесся к событиям февраля 1917 г. и с легкостью отказался от власти. Однако это не соответствует фактам. Есть основания утверждать, что последний царь боролся за власть, постепенно сдавая одну позицию за другой только под давлением окружавших его людей.